Семь чудес древнего мира: Зевс Олимпийский

Чтобы воцариться на Олимпе и стать главным среди богов, Зевс должен был свергнуть своего кровожадного отца Кроноса, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Когда Зевс вырос и возмужал, он начал войну с отцом. Битва между ними происходила якобы в долине реки Алфея, на северо-западе Пелопонесского полуострова. Как известно, Зевс победил. Позднее, в честь его победы, на том месте, где они сражались, был построен великолепный храм, а вокруг храма раскинулся городок – Олимпия. Городок был маленький, но слава его не умерла в веках. Начиная с 776 года до нашей эры нам проводились знаменитые, посвящённые Зевсу, Олимпийские игры. По легенде, первым участником был сам Геракл…

Олимпийские Игры проводились летом, один раз каждые 4 года. Ничто не могло этому помешать. Даже если была война, греческие государства, которые в ней участвовали, заключали перемирие на все время Олимпийских Игр. Из всех частей страны, с островов и из отдаленных городов-колоний собирались в Олимпию атлеты, чтобы принять участи в спортивных соревнованиях. Сорок тысяч болельщиков, прибывших со всех концов Греции, заполняли трибуны огромного стадиона. И не было бóльшего греха и позора, чем сжульничать или проявить вероломство, добиваясь победы. Такой человек обесчестил бы город, который его послал.

День за днем упорно соревновались атлеты. Бег сменялся борьбой, кулачный бой – пятиборьем. Завершались соревнования массовой гонкой четырехколесных колесниц… А потом наступал день присуждения наград. Победителей увенчивали оливковыми венками, облачали в пурпурные плащи чемпионов. Их мраморные статуи устанавливались под колоннами специально построенного для этого Храм Зевса Олимпийского.

Этот храм был самым большим в Греции в то время. Он стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Высотой храм был более 20 метров. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн. Всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами. На фронтонах храма были выставлены великолепные скульптуры. Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами, восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания, а в 1875 году было найдено достаточно большое количество фрагментов храма. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма. Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.

 

 

 

 

 

Однако, в первую очередь, Храм Зевса был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей Зевса — бога-Громовержца.

Слово «храм» обозначает «жилище». Таким образом, статуя божества внутри была гораздо важнее, чем сам храм. Обычно фигуру помещали в центре здания, чтобы, когда двери были открыты, она могла наблюдать за жертвоприношениями и церемониями, совершаемыми прямо снаружи в честь этого бога.

Открытие статуи Зевса произошло в 435 голу до нашей эры. Занавес, прикрывавший статую от любопытных взоров, вопреки традициям не поднимали и не раздвигали, а опустили на веревках вниз, открывая постепенно величественный образ громовержца — гигантскую статую Зевса, восседавшего на троне. «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня» — было высечено на ее подножии.

Эта статуя не имела себе равных: высота скульптуры была с 4-х этажное здание и превосходила 15 метров. Она была установлена на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной почти 7 метров. Фидий сумел в точности рассчитать размеры скульптуры – так, чтобы она в высоту практически касалась потолка, но при этом не задевала его. Удивительно, но статуя Зевса казалась даже больше, чем была на самом деле! Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто листами слоновой кости и золота. Лицо, руки и стопы были сделаны из полированной слоновой кости. Драгоценные камни служили глазами. А плащ – из чеканного золота. На плаще Зевса были изображения животных и цветов, а его ноги опирались на скамью, которую поддерживают два льва. На правой ладони Зевса стоит богиня победы Ника, в левой руке громовержца — скипетр, увенчанный орлом. Голову отца богов украшал венок из веток оливы, символизирующих олимпийские победы. Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота. По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн. Голова находилась под самым потолком храма. Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

Отдельное внимание скульптор уделил украшению трона, выполненного из черного дерева, слоновой кости и украшенного золотом и драгоценными камнями. Перекладины между ножками были украшены росписями с изображением почитаемых греками богов и героев античного мира, различных спортивных состязаний, сцен героических битв греков с амазонками. Каждую ножку трона украшали четыре Ники. В греческой мифологии Ника была верной союзницей Зевса. Она символизирует победу, успешный результат и соответствует римской Виктории. Все эти чудесные росписи были сделаны братом Фидия, талантливым художником Паненом.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом. Никаких окон в храме не было – свет проникал только через двери. И вот, чтобы высветить в темноте лицо Громовержца, Фидий придумал научный трюк. В центре черного мраморного пола храма он сделал бассейн, куда со статуи стекало оливковое масло, которым ее натирали. Бассейн, до краёв залитый маслом, стал, как лежащее на полу большое зеркало. И сноп света, падающий через открытую дверь снаружи, отражаясь от этой поверхности, направлялся вверх – к лицу божества, словно луч прожектора…

Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Считалось, что каждый обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря. Фидий был очень горд своим творением, и часто наблюдал, спрятавшись в глубине храма, за реакцией посетителей. Статуе часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на фигуру Громовержца.

Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе со своим помощником Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Но слава и доброе имя скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую Зевса Олимпийского. Будучи по истине выдающимся архитектором и мастером свое дела, он подарил миру настоящий шедевр, который стал одним из Семи чудес Древнего света. Однако плачевной оказалась дальнейшая судьба мастера. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины. Местная знать, видя каким популярным и почитаемым за свои труды среди народа стал архитектор, решила избавиться от него.  Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу. Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Но откуда мы все это знаем? Для того чтобы убедиться, что и храм, и статуя существовали и были именно таким, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания. И они есть.

На том месте, где некогда стоял храм Зевса в Олимпии первые археологические раскопки были проведены в 1829 году. Группа французских ученых обнаружила очертания храма, фрагменты скульптур и барельефов, которые изображали подвиги Геракла. Сейчас эти экспонаты хранятся в Парижском Лувре.

 

 

 

 

В 1875 году в Олимпии работали немецкие археологи, которые нашли множество фрагментов скульптур, а также фундамент самого Храма, в том числе и знаменитый бассейн, который был заполнен оливковым маслом. В 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр. Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Великая статуя Зевса попала в установленный список Семи чудес со 2-го века до нашей эры, но к тому времени она уже была широко известна, имитировалась в скульптуре и изображалась на вазах, резных драгоценных камнях и на монетах 4-го века до нашей эры, в частности, на обратной стороне серебряных тетрадрахм. Римский император Адриан все еще использовал то же изображение на своих монетах во 2 веке нашей эры.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим. Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.

Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Через тысячу лет после того, как статуя была создана, один Византийский император вывез её из Олимпии в Константинополь. Там она сгорела вместе с его дворцом, в 5 веке уже нашей эры. Ничего не осталось. Только среди золы и пепла пожарища долго еще находили застывшие слитки золота. Но грош им цена была, этим слиткам, по сравнению с безвозвратно погибшим творением Фидия, одного из самых гениальных скульпторов древности.

Трехметровый, 16-ти тонный, мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I веке нашей эры, и по сей день находится в Государственном Эрмитаже. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал. Антиквар Томас Дженкинс обнаружил её во время раскопок. Это были части статуи, в частности торс. Затем её подвергали реставрации: воссоздали голову, поместили возле ног орла. В конце концов скульптура оказалась в коллекции маркиза Джана Пьетро Кампана. Однако маркиза в конце концов ждало разорение. Его коллекция была продана в различные музеи мира. С. А. Гедеонов, русский историк, первый директор Императорского Эрмитажа сделал все, чтобы Александр II приобрёл множество экспонатов для Эрмитажа. Скульптура Зевса оказалась среди них. Но сначала статую снова реставрировали. В частности, доработали руки и посох. Только после этого огромную статую Зевса отправили в Санкт-Петербург. Из-за больших размеров её пришлось разделить. В результате статую упаковали в три ящика, после чего перевезли в Кронштадт и потом по воде отправили уже в Петербург в Эрмитаж. Для выгрузки и дальнейшей сборки понадобилось несколько десятков человек, а весь процесс занял почти неделю. Статую решили поставить в здании Нового Эрмитажа. Сначала это хотели сделать со стороны набережной, но не получилось из-за размеров. Тогда пришлось занести статую через дворцовый двор, но сначала её всё равно разобрали. Более того, пол Эрмитажа в принципе не был рассчитан на подобный вес, и под него пришлось установить дополнительный столб. Большие размеры скульптуры определили также то, что с тех пор, как её доставили в музей в 1861 г., она больше не перевозилась никуда из Эрмитажа. Когда во время Второй мировой войны остальную коллекцию эвакуировали, Зевс по-прежнему оставался в своём зале. Изначально эта статуя была выполнена из мрамора и бронзы. Мраморным было тело самого бога, а бронзовой, к примеру, его накидка. Немраморные части в итоге оказались утрачены. Позже их заменили при реставрации деталями из бронзированного гипса. В частности, это жезл в руке бога, орёл, фигурка богини Ники (Виктории), а также ткань, накинутая на плечо, бёдра и ноги бога. Статуэтка Ники появилась лишь в XIX в., когда Зевс уже выставлялся в Эрмитаже.

Остальные шесть Чудес древнего мира:

Египетские пирамиды

Геликарнасский Мавзолей

Храм Артемиды

Александрийский Маяк

Висячие сады Семирамиды Вавилона Ниневии

Колосс Родосский