История маяка связана с основанием города Александрия, который появился в 332 году до нашей эры благодаря знаменитому завоевателю из Македонии — Александру Великому. Вообще, великий полководец заложил, по меньшей мере, 17 городов с аналогичным названием в различных концах своей необъятной империи. Почти все они бесследно исчезли, однако Египетская Александрия процветала в течение многих столетий и благоденствует по сей день.
Александр Македонский весьма тщательно выбирал место для будущего города. Вместо того чтобы возвести его в дельте Нила, он определил район поселения на 32 км южнее, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. На юге город граничил с заболоченным озером Мареотис. Александрия имела сразу две отличные гавани. Одна из них принимала суда, идущие по реке Нил, а вторая предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря.
Вскоре после этого, в 323 году до нашей эры Александр умер, и город перешел во владение нового властителя Египта — Птолемея I Сотера. Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, которому не хватало лишь собственного символа, а также заметного берегового ориентира, указывающего торговым кораблям путь в устье городской гавани. Тогда в 290 году до нашей эры правитель Птолемей I приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк.
Слово «Фара» обозначает большой яркий фонарь с вогнутым зеркалом. Происходит это слово от острова Фарос. Около 300-280 гг. до нашей эры на Фаросе был выстроен самый высокий маяк в мире – 120 метров. Его спроектировали греческие учёные в городе Александрии. А строителем был архитектор Сострат.
Александрия находится на египетском берегу – там, где Нил впадает в Средиземное море. Между нею и Фаросом – почти километр. Сострат начал с того, что соорудил огромный мол – морскую дамбу, которая соединяла Александрию с островом. По этой дамбе подвозили строительный материал. Через 20 лет маяк был готов.
Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа — тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.
Высота первого этажа превышала 61 метр, а длина — более 30 метров. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.
Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона — повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 56 км.
В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.
Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем — огромный дымовой столб, видимый издалека.
Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.
Гигантский, словно вросший из скалы небоскреб состоял из трех высоких башен, поставленных одна на другую. Нижняя башня была квадратной. Средняя – восьмиугольной. Верхняя – круглой. Ее колоннада образовывала фонарь маяка, который завершался куполом с 7-миметровой статуей Посейдона. Внутри башен проходила винтовая лестница, ведущая вверх — к фонарю. По ее ней проходили вьючные ослики, подвозившие горючее для пылавшего в фонаре костра. Свет пламени отражался в расставленных вокруг металлических зеркалах. Они собирали его в лучи и направляли в сторону моря, навстречу кораблям, плывущим к Александрии…
На одной из стен маяка Сострат высек надпись: «Царь Птоломей Сотер поставил меня богам-спасителям, ради мореходов». Так полагалось. Но Сострат схитрил. Под этой надписью он скрал другую. На ней вместо имени царя стояло имя самого архитектора – Сострат из города Книда. И когда первая надпись со временем отвалилась, потомки прочитали вторую.
Строение быстро стало объектом восхищения. Некоторые древние авторы включили его в свои списки семи чудес древнего мира. Те, кто мог созерцать его, к примеру Юлий Цезарь, были впечатлены высотой здания и великолепным мастерством, с которым он был построен. Маяк стал впечатляющим символом гордости и достижений. Даже на римских монетах из Александрии, датируемых между 81 и 192 годом нашей эры, была изображена знаменитая башня.
Название острова стало названием маяка. А яркий фонарь с вогнутым зеркалом стал называться фарой. Только это и дошло до нас… Сооружение простояло более 1 600 лет. Маяк исчез из исторических записей, предположительно окончательно разрушенный землетрясением где-то в 1330 году нашей эры.
Наконец, в качестве интересного примечания. Александрийский маяк, возможно, и был настоящим чудом, которое потом часто копировали, но он не всегда успешно помогал морякам, поскольку морские археологи обнаружили более 40 затонувших кораблей в районе древней гавани Александрии. С другой стороны, кто может сказать, сколько еще катастроф было бы, если бы большой маяк не вел корабли в порт в целости и сохранности?..
Строение быстро стало объектом восхищения. Некоторые древние авторы включили его в свои списки семи чудес древнего мира. Те, кто мог созерцать его, к примеру Юлий Цезарь, были впечатлены высотой здания и великолепным мастерством, с которым он был построен. Маяк стал впечатляющим символом гордости и достижений. Даже на римских монетах из Александрии, датируемых между 81 и 192 годом нашей эры, была изображена знаменитая башня.
Между 1994 и 1998 годами, была проведена экспедиция по исследованию руин легендарного древнего Александрийского маяка. Несмотря на то, что у археологов было представление о размерах маяка, они были поражены масштабами этого места. Более 2500 кусков каменной кладки были рассеяны по 2,5 гектарам. Были обнаружены сотни колонн, сфинксов, колоссальных статуй, памятников фараонов, и огромных гранитных блоков, отколовшихся от знаменитого маяка. Учёные узнали, что у подножия маяка стояло по крайней мере три колоссальных парных статуй, в том числе статуя Птолемея, выполненная из розового гранита из Асуана.
Действительно ли обломки стен Александрийского маяка обнаружили водолазы на дне гавани? Несомненно, некоторые из этих массивных каменных глыб когда-то были частью огромного здания. А статуи, найденные там же, в прибрежных водах, вполне могли быть теми самыми, что служили украшением маяку. Интересен тот факт, что значительная часть сделанных находок относится к эпохе, предшествовавшей созданию маяка.
Ученые предполагают, что в строительстве маяка на Фаросе могли быть использованы камни, взятые из руин более древнего сооружения. Планируется, что данная часть морского дна будет превращена в подводный музей Александрийского маяка. И спустя несколько лет туристы смогут, вооружившись аквалангом нырнуть на дно бухты и увидеть собственными глазами развалины Великого Александрийского Маяка.
Остальные шесть Чудес древнего мира: