Древнегреческие торговые города-государства на побережье Малой Азии были очень богатыми. Свое богатство они старались выразить постройкой великолепных храмов. В этом они соревновались. В то же время, когда какой-нибудь город затевал сооружение особенно прекрасного храма, все другие ему помогали.
В этих храмах не только молились и совершали жертвоприношения. В них собирались, как в клубы. На их ступенях ученые и философы беседовали со своими учениками, торговцы заключали сделки. Под их колоннами искали убежище беглые рабы и преступники – никто не мел тронуть того, кто отдавал себя под защиту божества. В храмах хранились выдающиеся произведения живописи и скульптуры. Храмовые жрецы принимали на хранение золото и серебро и под проценты выдавали займы… Так что, помимо всего прочего, эти храмы были еще чем-то вроде музеев и банков.
Все это относится и к знаменитому храму Артемиды-охотницы – богини плодородия, покровительницы малоазийского города Эфеса. Как и большинство храмов богини в греческом мире, он был расположен недалеко от города, поскольку считалось, что Артемида контролирует границы, дикую растительность, животных и природу в целом. Строительство его началось в 550 году до нашей эры. Критский архитектор Хейрократ специально переселился в Эфес ради этого дела. После смерти Хейрократа постройку продолжал его сын – Метаген, а заканчивали уже совсем чужие. В этом нет ничего странного — храм строился более 120 лет. О том, как он выглядел, можно судить по тому хотя бы, что крыша его опиралась на 127 стройных, похожих на стволы корабельных сосен, колонн, высеченных из снежно-белого мрамора. Высота их достигала 18 метров… Согласно древним источникам храм имел размеры 130 метров в длину и 69 метров в ширину. Колонны были расположены в два ряда со всех четырех сторон.
Эти колонны на фасадах были украшены рельефными фигурами из греческой мифологии. Блоки перекрытий над колоннами весили по 24 тонны каждый, и инженерный подвиг, благодаря которому они были установлены, заставил эфесян поверить, что это работа самой Артемиды. Фундамент храма — шедевр инженерной мысли. Он был заложен на болотистой почве, чтобы смягчить последствия землетрясений. Чередующиеся слои овечьих шкур и древесного угля были использованы для обеспечения необходимой устойчивости, чтобы выдержать огромный вес строений, которые собирались возвести сверху. Раскопки на этом месте в 1870 году нашей эры действительно показали, что фундамент храма состоял из слоев мягкого строительного раствора и древесного угля. Слои мраморной крошки и древесного угля также были обнаружены при раскопках 20 века нашей эры, но ни в одном из исследований не было обнаружено следов овечьих шкур. Культовая статуя Артемиды, которая стояла в храме и ради которой фактически был построен храм, была сделана из кедрового дерева.
Храм Артемиды Эфесской по праву вошел в список Семи чудес света. Но это не все… в 356-м году нашей эры с ним произошла страшная вещь…
Человека, который его сжег, звали Геростратом. Чудовищное тщеславие всю жизнь владело им, но прославить свое имя какими-нибудь достойными делами у него ума не хватило. Вот он и решил сжечь храм Артемиды, чтобы о нем заговорили. Он так и признался, жалкий завистник! Случай этот, однако, очень поучительный. Он наглядно показывает, как опасны разные тщеславные личности со своими непомерными претензиями… Герострата, конечно, казнили. А храм отстроили еще лучше прежнего. Вся Древняя Греция собирала на это средства…
За основу был взят тот же самый проект. Раскопки, однако, показали, что эллинистический храм был немного меньше своего предшественника, размером примерно 105 х 55 метров с колоннами высотой 8 метров. Кроме того, новая версия была размещена на более высоком основании, чтобы сделать храм более внушительным. Александр Македонский, посетивший Эфес в 334 году до нашей эры, предложил оплатить расходы на текущее строительство, если его имя появится в надписи на готовом храме. Эфесяне боялись навлечь гнев Александра своим отказом и схитрили, ответив ему: «Одному богу не подобает дарить подарки другому богу», и вместо этого эфесяне заплатили за это сами, собрав коллекцию личных украшений граждан.
Ни персы, ни древние римляне, военный пути которых проходили через Эфес, не причинили вреда этому храму. Даже варвары-готы, когда вторглись в Малую Азию, не тронули самого храма, а только разграбили хранящиеся в нем богатства. И все же в начала нашей эры он был разрушен. А сделали это христиане фанатики, которые считали самым богоугодным делом громить языческие святилища во славу Иисуса Христа…. Ну, чем они лучше Герострата после этого?
Разрушенный преднамеренным пожаром в 4 веке до нашей эры, а затем восстановленный, великий храм просуществовал до поздней античности и вторжения готов около 267 года нашей эры. Вновь отстроенный, в 401 году нашей эры он был в последний раз снесен христианской толпой. Сегодня только фундамент и одинокая колонна напоминают о месте, где когда-то стоял величайший храм древнего Средиземноморья.
Легендарное великолепие Храма Артемиды, описанное в древних рукописях, было настолько велико, что это было самое первое древнее место, которое западные археологи 19-го века нашей эры намеренно раскопали. Он был найден в 1869 году Джоном Тертлом Вудом. Раскопки начались под эгидой Британского музея в Лондоне. Сегодня все, что осталось от храма, — это его фундамент, а из составных останков была возведена единственная колонна, которая, вместо того, чтобы создавать впечатление утраченного величия, придает меланхоличный вид месту, которое когда-то было одним из самых удивительных в древнем Средиземноморье.
Остальные шесть Чудес древнего мира: