Мифы о мифах или дело о древнегреческом поджоге

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их гордость — храм Артемиды Эфесской. По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат. Историки говорят, что огонь, внесенный Геростратом в храм Артемиды, разгорелся мгновенно и к утру не оставил ничего, кроме обугленных руин. Поджигатель не покинул место преступления. Факел в его руке доказывал виновность. Что было дальше, известно по рассказам Феопомпа.

 

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. В Эфесе было несколько храмов, посвященных Артемиде. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей. В веках храм много раз перестраивался и становился все больше и красивее.

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно. Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя приговорили к смертной казни и damnatio memoriae — «проклятию памяти». Его имя, как и любое упоминание о нем в документах подлежало уничтожению, а между собой люди отныне называли его «один безумец». Отказался потворствовать приказу правителей Эфеса только Феопомп. В его рассказе, записанном Валерием Максимом, поджигатель назван по имени. История сама рассудила, кого предать забвению. Сейчас образованные люди знают, что Герострат сжег храм Артемиды, а вот кто погубил его за столь необдуманный и импульсивный поступок и какова причина смерти, летописи умалчивают.

После этого греки построили на месте сожжённого ещё более великолепный храм. Сам Александр Македонский хотел спонсировать строительство, но при условии, что его имя будет запечатлено в надписях на храме. Ефесяне очень деликатно, чтобы не вызвать его гнев, отказали великому полководцу, сказав, что «не годится, чтобы бог строил храмы в честь других богов». Тем не менее Александр Великий помог и его портрет, кисти Апеллеса, с молнией в руке, украсил одну из стен. Новый храм был весьма впечатляющим, краше прежнего и простоял на этот раз шестьсот лет. Его разрушили племена восточногерманских готов в 3 веке.

 

Интересные факты

  • Есть предположение, что, хотя Герострат и сжег храм намеренно, мотивом было вовсе не желание прославиться. Он хотел пробудить народ, страдавший от порабощения персов, захвативших город после 386 г. до нашей эры, поднять восстание и прогнать врага. Он считал, что если всеми любимый и почитаемый храм будет уничтожен, а вина падет на персов, то общее горе сплотит народ и он даст отпор врагу, а храм потом можно будет восстановить.
  • Историю Герострата можно считать самым ранним примером эффекта Стрейзанд. Этот феномен, зародившийся в 2000-х годах, состоит в том, что попытка изъять из инфополя какую-либо информацию оборачивается еще более широким ее распространением. Эффект назван в честь своей «законодательницы» — певицы и актрисы Барбры Стрейзанд.
  • Ошибочно считать, что Герострат уничтожил одно из семи чудес Древнего мира. На самом деле этот титул получил храм Артемиды, возведенный в начале III века на месте сожженного. Колонны достигали 18 метров в высоту, и по периметру их насчитывалось 127. Интерьер украшали статуи и картины, почетное место отвели портрету Александра Македонского, который спонсировал строительство. «Новый» Артемисион простоял 6 веков, до 268 года нашей эры. Его разграбили готы.
  • Бюст Гераклита нередко называют бюстом Герострата. Но в отличие от философа Древней Греции образ поджигателя не сохранился в скульптуре.