Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых»

Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади.  Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.

Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Михайлович  Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против.  Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.

Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы.

Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.

Стоит подробно описать каждую (слева направо):

  • Наркомания. Худощавый мужчина в длинном фраке, бабочке и с крыльями, чем-то напоминает графа Дракулу. В одной руке шприц, а в другой – пакетик с героином. На его одежде можно разглядеть маленькие изображения черепа с костями.

  • Проституция. Этот порок представлен в образе мерзкой женщина с головой жабы с выпученными глазами, нарочито вытянутым ртом и пышным бюстом. Всё её тело покрыто бородавками. В ее одеянии многократно воспроизводится образ змей, которые вьются и у нее на поясе.

  • Воровство. Хитрая крадущаяся фигура с кабаньей головой, которая повернулась спиной, пряча за спиной мешок с деньгами.

  • Алкоголизм. Жирный слащавый полуголый человек, похожий на античного бога виноделия Диониса, восседающий на бочке с вином. В одной руке у него кувшин с чем-то «горячим», в другой пивной кубок.

  • Невежество. Беспечный, веселый и беззаботный человек с ослиной головой словно пританцовывает и размахивает большой шутовской погремушкой. Живая иллюстрация поговорки «меньше знаешь, лучше спишь».

  • Лженаучность. Женщина в монашеской рясе с закрытыми глазами. В одной руке у неё свиток с псевдознаниями. Возле её ног — странный прибор, отсылающий к алхимикам. В другой руке результат неправильного применения науки –двуглавая собака-марионетка.

  • Равнодушие. «Не так страшны убийцы и предатели, они могут только убить и предать. Страшнее всего – равнодушные. С их молчаливого согласия происходит всё самое худшее». Видимо, автор полностью согласен с этим изречением. Он поместил «Равнодушие» в самый центр пороков. Фигура имеет четыре руки – две скрещены на груди, а другие две затыкают уши.
К сожалению, Вандалы отломали фонарь

 

Вот таким он был, когда мы увидели его в первый раз
  • Пропаганда насилия. Фигура в цилиндре с длинным носом, напоминающая Буратино, опирается на щит с изображением разного оружия, за которым прячется нога с копытом. В руке скульптуры — фонарь, освещающий книги, наверху лежит гитлеровское сочинение «Майн кампф».

  • Садизм. Толстокожий человек с головой носорога отлично подходит для иллюстрации этого порока, к тому же одет он в балахон мясника.

  • Беспамятство. Название единственного из пороков, который выражен не в одушевленных фигурах, а в предмете. Он представляет собой позорный столб с отверстиями для головы и рук — средневековое пыточное средство. На нем можно разглядеть змей и череп.

  • Эксплуатация детского труда. Человек с птичьей головой то ли орла, то ли вороны. Человек-птица приглашает всех на небольших размеров фабрику у его ног, где трудятся дети.

  • Нищета. Старая иссушенная босая старуха с посохом протягивает руку, прося милостыню.

  • Война. Последний персонаж в списке пороков. Фигура в рыцарских доспехах с противогазом склоняется к детям и протягивает им игрушку – всеми любимого Микки-Мауса, которая на самом деле является бомбой.

Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.

 

 

В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук  Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей  к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только  Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.

Как говорит сам художник, скульптура призвана обратить внимание людей на проблему спасения нынешнего и всех будущих поколений. Она производит неоднозначное впечатление и вызывает немало споров. Некоторые считают, что в композиции главными героями стали сами пороки, а не дети. Но, как видно на фото «Дети — жертвы пороков взрослых», с любого ракурса мальчик с девочкой, выполненные в золотистом цвете, выделяются на фоне мрачных вытянутых фигур. Она излучают какое-то тепло и добро, притягивая к себе, а аллегории пороков, наоборот, отталкивают.

Особую драматичность скульптуре придает тот факт, что изображенные дети не видят поджидающих и окружающих их пороков, отчего у тех, кто смотрит на композицию, возникает чувство тревоги, обеспокоенности и желание оградить ребят от этих жутких существ. Мальчик с девочкой протягивают руки, словно ощупывают пространство перед ними или пытаются что-то найти. Вероятно, это означает поиск себя в жизни и своей дороги, а пороки — возможные пути, которые пытаются переманить детей к себе. Большинство сходится во мнении, что это памятник, заставляющий задуматься о серьезной и важной проблеме.