Любопытный советский транспорт — аэросани. Можно ли считать, что они «не взлетели»?

90 лет назад наши предки возлагали много надежд на аэросани при освоении Крайнего Севера. Санями этими пользовались в СССР, начиная с 20-х, и вплоть до 60-80 годов ХХ века. Как раз до появления первых «Буранов», которые начали производить в начале 70-х годов. После чего про аэросани быстро забыли. Но вместе с тем в настоящее время идея воздушного винта как движителя вновь набирает популярность. Правда, теперь не на санях, а на аэролодках, предназначенных для передвижения по льду, болотам, и прочим непролазным акваториям.

Конечно, вряд ли можно сказать, что аэросани были также распространены, как современные снегоходы. Однако, использовались они не так уж редко. Вот даже в Вконтакте наткнулась на воспоминание о том, что на таких санях в Нарьян-Маре еще в 60-е годы развозили почту. Причем, на этом фото — не самоделка; существовали аэросани заводского производства.

«Север-2» — советские аэросани, разработанные в 1959 году ОКБ Камова. Выпускались на авиационном заводе «Прогресс» (город Арсеньев, Приморский край).
Завод «Прогресс». Аэросани «Север-2». 1958-1960 г. Источник фото Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

«Именно такие аэросани были «на службе связи», как минимум, в северных регионах СССР.

Аэросани на службе связи. 1957 год. Источник фото — бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Музей Природы и Человека»

Хотя, самоделок, разумеется, тоже было предостаточно. Какие только необычные конструкции не придумывал народ. Недавно я писала про выдающегося полярного летчика, Героя Советского Союза Михаила Сергеевича Бабушкина и уникальные фотографии Арктики, сделанные им.

Уникальные фотографии Арктики начала прошлого века, сделанные выдающимся полярным летчиком — Бабушкиным

И мне опять-таки попалось фото, на котором изображены аэросани его собственной конструкции. На фото второй справа — М. С. Бабушкин.

Аэросани в советские времена были очень популярны, и их изготавливали с большой охотой. Например, мы сами даже как-то в тиманской тундре, на берегу Баренцева моря, нашли остатки такой машины, которые были изготовлены из разрезанного вдоль подвесного самолетного топливного бака. Стандартная для тех мест схема.
Корпус машины. Тут видны и педали, и моторама, и стойки задних лыж.

Главным преимуществом аэросаней была их предельная простота и огромная скорость, которую они могли развивать. Такая машина имела 3 или 4 лыжи, двигатель с воздушным винтом сзади. Двигатели использовались разные, но самым популярным был, пожалуй, оппозит М-72, так как эти двигатели здесь встречались в изобилии и их можно было легко достать, например, у военных (они использовались на самоходных пушках).

Руление санями осуществлялось посредством педалей, то есть рулит пилот ногами. Это нужно затем, чтобы руки оставались свободными для возможной стрельбы по преследуемой добыче (Бабушкин, кстати, был охотником).

Ну а дальше я покажу интересные конструкции аэросаней, фотографии которых я нашла на сайте goskatalog.ru. Все подписи под фотокарточками сделаны сотрудниками соответствующих музеев.

Смотрите, какая прелесть:

Родченко Александр Михайлович Фотография. Аэросани. 1930. Источник фото: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Родченко Александр Михайлович Фотография. Аэросани. 1930. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Аэросани «Иосиф Сталин». 1930-е. Источник фото: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Аэросани. 1980-е годы. Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ. Источник фото: «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»
Фотограф Чертов Г. И. Волховский фронт. Аэросани для транспортировки раненых бойцов. Зима 1942 г. На момент съемки аэросани сцеплены веревкой с грузовой машиной, идущей по заснеженной дороге (левое поле кадра); на заднем плане — крыши деревянных строений. Источник фото: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории Санкт-Петербурга».

 

Аэросани самодельной конструкции. 1970-е годы. Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард. «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»
Аэросани на улице Омска, негатив стеклянный. 1920-е гг. Источник: Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский государственный историко-краеведческий музей»

 

Аэросани проходят через город Гжатск. 03.1943. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России».
Аэросани направляются на выполнение боевого задания. 12.1942. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»
Групповой портрет. Аэросанисты 35 отдельного аэросанного батальона. 1942 г. На снимке изображение в полный рост группы мужчин в полушубках, в шапках ушанках. Пять человек на переднем плане сидят перед аэросанями, за ними стоят двое, один с винтовкой стоит справа, за аэросанями стоят четыре красноармейца. Снимок сделан на снежной тропе, на фоне редкого леса, в районе озера Ильмень. Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник»
Вездеходы и аэросани, совершающие Всесоюзный кольцевой пробег им. VII Всесоюзного съезда Советов, в г. Ленинграде на площади Урицкого. 1936 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»
Аэросани советского производства. Москва. 1930 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России
Юревецкие Аэросани в пробеге. 1927г. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Областной музей «Музеи города Юрьевца»