Любопытный советский транспорт — аэросани. Можно ли считать, что они «не взлетели»?
Любопытный советский транспорт — аэросани. Можно ли считать, что они «не взлетели»?
90 лет назад наши предки возлагали много надежд на аэросани при освоении Крайнего Севера. Санями этими пользовались в СССР, начиная с 20-х, и вплоть до 60-80 годов ХХ века. Как раз до появления первых «Буранов», которые начали производить в начале 70-х годов. После чего про аэросани быстро забыли. Но вместе с тем в настоящее время идея воздушного винта как движителя вновь набирает популярность. Правда, теперь не на санях, а на аэролодках, предназначенных для передвижения по льду, болотам, и прочим непролазным акваториям.
Конечно, вряд ли можно сказать, что аэросани были также распространены, как современные снегоходы. Однако, использовались они не так уж редко. Вот даже в Вконтакте наткнулась на воспоминание о том, что на таких санях в Нарьян-Маре еще в 60-е годы развозили почту. Причем, на этом фото — не самоделка; существовали аэросани заводского производства.
«Именно такие аэросани были «на службе связи», как минимум, в северных регионах СССР.
Хотя, самоделок, разумеется, тоже было предостаточно. Какие только необычные конструкции не придумывал народ. Недавно я писала про выдающегося полярного летчика, Героя Советского Союза Михаила Сергеевича Бабушкина и уникальные фотографии Арктики, сделанные им.
И мне опять-таки попалось фото, на котором изображены аэросани его собственной конструкции. На фото второй справа — М. С. Бабушкин.
Главным преимуществом аэросаней была их предельная простота и огромная скорость, которую они могли развивать. Такая машина имела 3 или 4 лыжи, двигатель с воздушным винтом сзади. Двигатели использовались разные, но самым популярным был, пожалуй, оппозит М-72, так как эти двигатели здесь встречались в изобилии и их можно было легко достать, например, у военных (они использовались на самоходных пушках).
Руление санями осуществлялось посредством педалей, то есть рулит пилот ногами. Это нужно затем, чтобы руки оставались свободными для возможной стрельбы по преследуемой добыче (Бабушкин, кстати, был охотником).
Ну а дальше я покажу интересные конструкции аэросаней, фотографии которых я нашла на сайте goskatalog.ru. Все подписи под фотокарточками сделаны сотрудниками соответствующих музеев.