Парадокс дедушки

Если Вы отправитесь в прошлое и убьете своего дедушку, то никогда не родитесь на свет.

Ели бы вам пришлось отправиться в прошлое и убить своего дедушку по линии матери до того, как он встретит вашу бабушку, ваша мать никогда не родилась бы, впрочем, как и вы. Но если бы вы не родились, то не смогли бы убить своего дедушку, а значит, он будет жить и встретит вашу бабушку, следовательно, в конечном итоге вы родитесь, отправитесь в прошлое и убьете его и так далее. Эти умозаключения образуют порочный круг. Похоже, вы не сможете убить своего дедушку, потому что вы прибыли, чтобы попытаться сделать это.

Существует множество вариантов этого классического временного парадокса. К примеру, я никогда не понимал, зачем Вам нужно отправляться так далеко и убивать своего дедушку, вместо того, чтобы убить мать или отца. Наверное, если пропустить поколение, это звучит не так страшно. Такая жестокость не является обязательным условием, просто изначально этот парадокс сформулировали именно так (возможно, тогда были более суровые времена). К примеру, в куда более мягкой версии, вы строите машину времени, затем отправляетесь в прошлое и разрушаете ее до того, как использовать, так что вы не можете отпариваться в назад прошлое и уничтожить ее.

Существует еще одна формулировка этого парадокса. Ученый обнаруживает на полке в лаборатории чертежи машины времени. Он строит машину по этим схемам и спустя месяц использует ее, чтобы отправиться на месяц назад во времени, захватив с собой чертежи. Он кладет их на полку в свое лаборатории, чтобы его более молодая версия смогла их найти.

Очевидно, как и в случае с парадоксом дедушки кажется, что наше будущее предопределено и у нас больше нет никакой свободы выбора. В случае первого парадокса вы не можете убить своего дедушку потому что он должен пережить все покушения на свою жизнь, чтобы вы вообще могли появиться на свет. Во втором примере ученый должен построить машину времени, поскольку он это сделал/делает/сделает (трудно определиться со временной формой глагола, говоря о путешествии во времени). Но что, если он найдет среди чертежей записку, в которой поясняется, что их положил на полку он сам, прибывший из будущего, и он решит, что не станет создавать эту машину и вместо этого уничтожит чертежи?

В этой истории заключается еще один парадокс, который легко упустить. Он просто проистекает из того, что чертежи по созданию машины времени, похоже, вообще не были созданы: ученый нашел их, использовал и вернулся, тем самым поместив их во временную петлю. Откуда взялась эта информация? Как вышло, что атомы чернил оказались аккуратно упорядочены на поверхности бумаги? Для того чтобы создать эти чертежи, нужны знания, но похоже, что они оказались заперты в логически непротиворечивом замкнутом круге событий. Чертежи путешествуют вперед в реальном времени и назад с помощью машины времени – и из этого круга нет выхода, но что еще важнее, нет никакой отправной точки, исходного момента появления этих чертежей.

Сегодня нам всем хорошо известна идея путешествия в прошлое благодаря множеству научно-фантастических книг и фильмов, вспомните хотя бы блокбастер «Терминатор» и «Назад в будущее». Большинство зрителей готовы уменьшить свой скепсис – и это правильно, если вы не хотите испортить себе удовольствие. С другой стороны, в этой погоне за впечатлениями будет трудно избежать логической путаницы.

Существует третий и последний парадокс, который нам так же следует упомянуть: использование машины времени нарушает закон сохранения массы и энергии. К примеру, можно отправиться в прошлое на 5 минут и встретиться с самим собой, так что в одно и то же время будет существовать две ваши версии. В этот момент ваше тело внезапно возникнет неоткуда, привнеся во Вселенную дополнительную массу. Но будьте осторожны, это не похоже не феномен физики с субатомными частицами. Известный как парное возникновение, когда частица и ее античастица-партнер (нечто вроде зеркального отражения) могут возникнуть из чистой энергии. Видите ли, перед вашим прибытием не происходи никакого расхода энергии, которая могла бы компенсировать ваше внезапное появление. Таким образом, мы действительно нарушаем одно из центральных положений физики —  первое начало термодинамики, которое гласит, говоря простым языком, что нельзя создать что-то из ничего.

Некоторые предлагают следующее решение временных парадоксов: они настаивают, что путешественник во времени не способен влиять на события прошлого и может действовать только как наблюдатель. В этом случае мы можем отправиться в прошлое и наблюдать за развитием событий так же как, если бы смотрели фильм (посвящены в действие, но не видимы для окружающих). К сожалению, подобная пассивная форма путешествий во времени хотя на первый взгляд и лишена парадоксов, на самом деле еще менее реальна. Причина такова: чтобы вы смогли что-либо увидеть, как видит окружающую действительность путешественник в прошлое, фотоны (частицы света) должны долетать от объекта, на который смотрит наблюдатель, до его глаз. Затем они должны запустить каскад химических реакций и электрических процессов в сетчатке, в результате чего сформируются нервные импульсы, которые отправятся в головной мозг, где будут расшифрованы. Эти фотоны уже провзаимодействовали самым что ни на есть реальным образом со всеми объектами, на которые смотрит наблюдатель, и перенесли полученную информацию в его глаза. Чтобы наблюдатель смог «потрогать», «почувствовать» прошлое и во всех отношениях провзаимодействовать с ним, на микроскопическом уровне у него должна быть возможность обмениваться фотонами с окружающим миром, поскольку практически любой вид контакта между двумя телами в реальном мире на фундаментальном уровне происходит путем электромагнитного взаимодействия, включающего обмен фотонами. Я не хочу слишком сильно усложнять, но суть заключается вот в чем: если вы что-то видите, значит вы должны быть способны это потрогать. Следовательно, если мы можем отправиться назад во времени и увидеть прошлое, значит, мы также должны иметь возможность провзаимодействовать с ними в полной мере поучаствовать в его событиях.

Если мы хотим избежать парадоксов, возникающих при нашем взаимодействии с прошлым, придется найти другой путь.