Сегодня мы подготовили для вас подборку «классических» фактов о шахматах, которая будет интересна как новичкам, так и шахматистам со стажем. Начинающие наверняка почерпнут для себя что-то новое, узнают о стоимости фигуры и некоторых их сочетаний, а также как эффективно использовать их, чтобы выигрывать чаще. Опытным игрокам тоже будет полезно пробежаться глазами по этому списку, ведь «повторение – мать учения»!
Итак, поехали:
Пешка
- Пешка — самая слабая фигура на шахматной доске, она стоит одно очко (1 пешка = 1 очко).
- Пешка — единственная шахматная фигура, которая может превратиться в любую другую (кроме короля), когда достигнет 8-й горизонтали (или 1-й — для чёрных).
- Как только пешка достигает 6-7 горизонталей (или 2-3 — у чёрных), она начинает стоить столько же, сколько ладья.
- Сдвоенные пешки слабее связанных пешек, так как они не могут защитить друг друга.
- Пешка, на пути которой нет пешек соперника, способных помешать её продвижению, называют проходной.
- Чем ближе пешка к полю превращения, тем ее ценность больше.
- Проходные пешки нужно «толкать».
- Центральные пешки считаются более ценными, чем на краю, поскольку они занимают/контролируют центральные поля: e4-e5-d4-d5, которые играют важную роль в шахматной стратегии.
- Изолированные пешки в эндшпиле обычно слабее, чем в миттельшпиле.
- Самая сильная пешечная структура — все пешки, соединённые вместе.
- Если пешка не контролирует (и не может контролировать) поле, то оно называется слабым полем.
- Пешки не могут идти назад, и это необходимо учитывать, делая пешечные ходы — чтобы избежать образования слабых полей, которые могут использоваться фигурами противника в качестве форпостов.
- На первом ходу пешки у игрока есть 2 варианта: переместить пешку на одно поле вверх или сразу на 2 поля.
- Взятие на проходе — особое взятие между двумя пешками.
Конь
- Конь — лёгкая шахматная фигура на короткие дистанции, которая стоит 3 очка (или 3 пешки).
- Конь — особенная шахматная фигура, поскольку она — единственная, способная перепрыгивать через другие фигуры.
- Шах конём не может быть перекрыт другой фигурой. В данном случае король должен отойти или следует забрать коня, чтобы не было шаха (если это возможно).
- Конь — очень мощная фигура из-за его способности делать «вилки» на фигуры соперника.
- Коневая вилка на короля и ферзя известна как «Королевская вилка».
- Лучшая позиция для коня на шахматной доске — в центре. Там Конь может контролировать максимальное количество полей — 8.
- В блиц-игре конь ценнее ладьи из-за его способности делать вилки.
- Кони считаются сильными в закрытых позициях, где пешечная структура не позволяет сильно перемещаться по вертикали и диагоналям.
- На открытой доске с множеством открытых вертикалей и диагоналей кони считаются слабыми.
- Невозможно форсировать мат одинокому королю с 2 конями и королём.
- Конь — единственная фигура, которая может атаковать ферзя, не подвергаясь ответной атаке.
- Конь — единственная фигура, которая может поставить «спёртый мат» — мат, при котором король подвергается атаке вражеского коня и не может выйти из-под шаха, потому что все прилегающие к королю поля заняты фигурами.
Слон
- Слон — лёгкая фигура с большим радиусом действия, которая стоит 3 очка (3 пешки).
- Лучшая позиция для слонов — на открытых длинных диагоналях, где слон может взять наиболее количество полей.
- Пара слонов — очень мощное оружие, так как два слона, работая вместе, могут контролировать много полей на расстоянии, создавая возможности для тактики и атаки.
- Слоны очень полезны при связывании фигур противника.
- В открытой позиции слоны сильнее коней, в закрытых — кони сильнее.
- Всегда дважды подумайте, прежде чем менять слона на коня, поскольку пара слонов намного сильнее, чем слон и конь (как правило).
- Одинокому королю можно поставить мат с двумя слонами и королём.
- В эндшпиле Ферзь+конь обычно более ценная пара, чем ферзь+слон.
- В эндшпиле с пешками по обе стороны доски слон более сильная фигура, чем конь, так как он может атаковать и поддерживать пешки на противоположных сторонах доски.
- Можно поставить мат одинокому королю со слоном и конём + королём.
- Слоны отлично подходят для «нанизывания» ладей, так как ладьи уязвимы для атаки с диагоналей.
Ладья
- Ладья — шахматная фигура, которая стоит 5 очков (5 пешек).
- Ладья — очень мощная фигура, когда она занимает открытую вертикаль.
- Поэтому очень важно поставить ладью на открытую линию, тем самым вы будете контролировать множество полей и создавать возможности для дальнейшего продвижения фигур на территорию соперника.
- Пара ладей, выстроенных на открытой вертикали, мощнее, чем одна ладья, стоящая на вертикали. Одна ладья может продвигаться на территорию соперника, а другая ее поддерживать.
- Ладьи на 7 горизонтали очень сильны (или 2-й — для чёрных), так как они могут легко атаковать пешки соперника.
- Ладьи очень хорошо дают мат на последней 8-й горизонтали (или 1-й — для чёрных).
- Ладьи также хорошо защищают 8-ю горизонталь (или 1-ю — за белых) от мата ладьёй соперника.
- Две ладьи легко могут поставить мат одинокому королю. Таким образом, 2 ладьи против короля — лёгкая техническая победа.
- Можно поставить мат одинокому королю с ладьёй + королём.
- Ладьи обычно не активны в дебюте и в начале миттельшпиля, но они играют решающую роль в эндшпиле.
Ферзь
- Ферзь — самая мощная атакующая фигура, которая стоит 9 очков (9 пешек).
- Это самая мощная фигура на доске, поскольку она может двигаться как по диагонали, так и по горизонтали.
- Несмотря на то что ферзь — самая сильная шахматная фигура, не торопитесь вводить её в игру, так как противник может попытаться атаковать её и развить собственные фигуры, выигрывая темпы.
- Несмотря на то, что ферзь является атакующей фигурой, вам нужно быть осторожным, чтобы он не попал в ловушку и не был захвачен, поскольку потеря ферзя без компенсации является огромным фиаско и почти автоматически означает проигрыш.
- Ещё одним важнейшим свойством ферзя является то, что он может постоянно шаховать короля соперника и сделать ничью (например, если у вас не хватает материала и в противном случае вы проиграете).
- Ферзь также мощная матующая фигура, и большинство матов в шахматах объявляются именно ферзём.
- Несмотря на то, что ферзь намного сильнее ладьи (9 очков против 5), эндшпиль ферзь против ладьи победить не так просто, как кажется.
- Если у вас есть шанс обменять ферзя на 3 лёгкие фигуры вашего соперника – рассмотрите его, ведь это может быть выгодно (особенно с ладьями на доске).
- Стоит подумать и об обмене ферзя на две ладьи. Во многих случаях две ладьи могут быть сильнее ферзя.
Король
- Король – исключительная фигура на доске, поскольку «потерять» короля означает проиграть игру.
- Если король находится в опасности (под шахом), игроку не разрешается игнорировать это, он должен сначала убрать шах.
- Несмотря на то, что король — самая ценная фигура, его относительная ценность в бою в очках составляет 3.5, что делает его немного сильнее коня и слона, но слабее ладьи.
- Обеспечение безопасности короля должно быть приоритетной задачей любого шахматиста. Это достигается, например, «рокировкой».
- Несмотря на то, что король — самая ценная фигура, которую надо оберегать, он может быть мощным оружием в эндшпиле.
- Активация короля в начале эндшпиля может стать решающим для победы фактором. Если у вас есть шанс вовлечь короля в игру, не подвергая его при этом опасности – пробуйте!
Источник сайт: https://xchess.ru/62-fakta-o-shakhmatnykh-figurakh-kotorye-vy-dolzhny-znat.html