Фальсификаторы по своей природе предпочитают анонимность, и поэтому их редко помнят. Исключением является Хан ван Меегерен (1889–1947 гг.) История Ван Меегерена абсолютно уникальна и по праву может считаться самой драматичной художественной аферой ХХ века.
После окончания Второй мировой войны страны-союзники создали художественную комиссию для выявления и возвращения вывезенных нацистами произведений искусства их настоящим владельцам. В 1945 году в австрийской соляной шахте капитаном Мэй Гарри Андерсоном среди личной коллекции произведений искусства Германа Геринга, рейхсмаршала Люфтваффе, была обнаружена картина «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», которая озадачила экспертов, поскольку являлась ранее неизвестным полотном кисти знаменитого нидерландского художника Иоганнеса Вермеера (1632-1675 гг.)
Комиссия, в попытках установить из чьей коллекции произведение искусства попало в лапы нацистов, отследила картину до Хана ван Меегерена, эксцентричного и богатого амстердамского художника.
Быстро выяснилось, что в коллекции Геринга, и не только в его, оказалось несколько картин ранее принадлежавших ван Меегерену и все они вовсе не были украдены нацистами. За них ван Меегерен получил от нацистов плату и весьма существенную. Тут же последовал его арест, обвинение в разграблении голландских культурных ценностей, продажи бесценного «Вермеера» нацистским преступникам и в коллаборационизме (сотрудничестве с нацистами) – в преступлениях, за которые формально полагалась смертная казнь.
Хан ван Меегерен был заключен в тюрьму в ожидании сметного приговора. Поскольку доказательств продажи им подлинных шедевров искусства было достаточно, судебный процесс обещал быть не долгим. Но не прошло и двух недель тюремного заключения, как ван Меегерен сам попросился на допрос, во время которого ошарашил следователей заявлением: его нельзя обвинить в сотрудничестве с нацистами и продаже им культурных ценностей, поскольку никакой художественной ценности данные полотна не представляют — он сам написал все эти подделки. Он утверждал, что написал пять других «Вермееров», а также двух «Питера де Хоха», все из которых появились на арт-рынке с 1937 года. Следователи сказали ему не морочить им голову, поскольку никакого сомнения в подлинности картин ни у кого из многочисленной команды экспертов, ни у всемирноизвестных специалистов по творчеству Иоганнеса Вермеера нет. Кроме того, специально проведенный химический анализ подтвердил, что и саму холсту и краскам несколько сотен лет. Все попытки ван Меегерен настаивать на том, что это он является автором таких искусных подделок, воспринимались как желание занырнуть процесс и обмануть следствие с целью избежания сметной казни. Но единственной защитой Ван Меегерена было признание его работы подделкой.
Тогда отчаявшийся жулик предложил испытать его, предоставив ему в камере все необходимые материалы, чтобы он мог создать аналогичную подделку и доказать, используя те же материалы и технику, что он не врет. Суд над Ханом ван Меегереном начался 29 октября 1947 г. в зале 4 окружного суда Амстердама.
Чтобы продемонстрировать свою правоту, было решено, что под охраной полиции перед судом он нарисует еще одного «Вермеера», полотно «Иисус среди врачей», используя материалы и методы, которые он использовал для других подделок. Так. после шестинедельного заключения в тюрьме, он был помещен в дом, арендованный голландским правительством, и там начал писать для придворных властей свой последний «Вермеер» — «Иисус среди врачей». Невозможно описать то, насколько были поражены все специалист и следователи, когда он сделал это – перед ними был подлинник «кисти Вермеера», второй половины 17 века.
Во время невероятного двухлетнего судебного разбирательства ван Меегерен признался, что «подстрекаемый разочарованием из-за того, что не получил признания от художников и критиков … я решил доказать свою ценность как художника, создав идеальный холст семнадцатого века». Ван Меегерен чувствовал, что его собственными талантами пренебрегли; его первоначальным намерением было раскрыть свое авторство подделок после того, как картины были одобрены критиками. В ходе расследования ван Меегерен показал, что однажды одурачил мир искусства Христом и учениками в Эммаусе, вероятно, его лучшей подделкой. Последовавшее долгожданное поощрение заставило пробовать делать новые подделки. Он нарисовал «Голову Христа», продал ее через посредника, а затем «нашел» ранее не известную картину «Тайная вечере», для которой полотно «голова Христа» была предполагаемым этюдом. А «нашел» он ее потому что покупатель картины «Голову Христа» очень уж хотел раскошелиться на картину в натуральную величину.
Во время судебного процесса он даже пытался выставить себя национальным героем, поскольку он обменял фальшивого Вермеера на 200 подлинных голландских картин, захваченных Герингом в начале войны. Но суд не поверил ему. В то время как его сограждане в тяжелое военное время в раздираемой войной стране ели вареную кожу и кашу, он жил в роскоши; в 1946 году он хвастался, что владеет 57 объектами недвижимости, включая доходные дома, гостиницы и клубы. В конце судебного разбирательства обвинение в коллаборационизме было изменено на подлог, и в ноябре 1947 года он был окончательно признан виновным в получении денег путем обмана и приговорен к 1 году лишения свободы. «Два года», — сказал он репортеру, — это максимальное наказание за такие вещи. Я знаю, потому что просмотрел это в наших законах двенадцать лет назад, до того, как начал все это. Но, сэр, я уверен в одном: если я умру в тюрьме, они тут же забудут обо всем — мои картины снова станут «подлинными Вермеером». Я создавал их не ради денег, а ради искусства».
Трудно вообразить какой грандиозный скандал поднялся, а ван Меегерен в одночасье прославился; не только как величайший в мире фальшивомонетчик, но и как «человек, обманувший Геринга». Из 14 известных подделок ван Меегерена произведений Вермеера и Питер де Хох, 9 был проданы перед войной с огромной прибылью, в том числе картина под названием «Ужин в Эммаусе», которая была провозглашена учеными шедевром Вермеера. Некоторые из этих картин оказались в государственных музеях, которые после тщательной и многократной экспертизы на подлинность и принадлежность перу Вермееру, были приобретены за огромные деньги. Под вопросом оказалась компетентность экспертов, которые утверждали, что картины подлинные. Теперь все, кто имел у себя в коллекции Вермеера боялся, что именно его полотно окажется фальшивкой. Считается, что гений подделок обманул своих частных покупателей и даже само правительство Нидерландов на 20 000 000 фунтов стерлингов.
Продолжение здесь.