Как превзойти самого Вермеера. Часть 1.

Хан ван Меегерен (1889–1947 гг.)

Фальсификаторы по своей природе предпочитают анонимность, и поэтому их редко помнят. Исключением является Хан ван Меегерен (1889–1947 гг.) История Ван Меегерена абсолютно уникальна и по праву может считаться самой драматичной художественной аферой ХХ века.

После окончания Второй мировой войны страны-союзники создали художественную комиссию для выявления и возвращения вывезенных нацистами произведений искусства их настоящим владельцам. В 1945 году в австрийской соляной шахте капитаном Мэй Гарри Андерсоном среди  личной коллекции произведений искусства Германа Геринга, рейхсмаршала Люфтваффе, была обнаружена картина «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», которая озадачила экспертов, поскольку являлась ранее неизвестным полотном кисти знаменитого нидерландского художника Иоганнеса Вермеера (1632-1675 гг.)

Иоганн Вермеер. (1632-1675 гг.) Предположительно автопортрет

Комиссия, в попытках установить из чьей коллекции произведение искусства попало в лапы нацистов, отследила картину до Хана ван Меегерена, эксцентричного и богатого амстердамского художника.

Герман Геринг, рейхсмаршал Люфтваффе

Быстро выяснилось, что в коллекции Геринга, и не только в его, оказалось несколько картин ранее принадлежавших ван Меегерену и все они вовсе не были украдены нацистами. За них ван Меегерен получил от нацистов плату и весьма существенную. Тут же последовал его арест, обвинение в разграблении голландских культурных ценностей, продажи бесценного «Вермеера» нацистским преступникам и в коллаборационизме (сотрудничестве с нацистами) – в преступлениях, за которые формально полагалась смертная казнь.

Иоганн Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. Пожалуй, самая известная картина, точно написанная Вермеером

Хан ван Меегерен был заключен в тюрьму в ожидании сметного приговора. Поскольку доказательств продажи им подлинных шедевров искусства было достаточно, судебный процесс обещал быть не долгим. Но не прошло и двух недель тюремного заключения, как ван Меегерен сам попросился на допрос, во время которого ошарашил следователей заявлением: его нельзя обвинить в сотрудничестве с нацистами и продаже им культурных ценностей, поскольку никакой художественной ценности данные полотна не представляют — он сам написал все эти подделки. Он утверждал, что написал пять других «Вермееров», а также двух «Питера де Хоха», все из которых появились на арт-рынке с 1937 года. Следователи сказали ему не морочить им голову, поскольку никакого сомнения в подлинности картин ни у кого из многочисленной команды экспертов, ни у всемирноизвестных специалистов по творчеству Иоганнеса Вермеера нет. Кроме того, специально проведенный химический анализ подтвердил, что и саму холсту и краскам несколько сотен лет. Все попытки ван Меегерен настаивать на том, что это он является автором таких искусных подделок, воспринимались как желание занырнуть процесс и обмануть следствие с целью избежания сметной казни. Но единственной защитой Ван Меегерена было признание его работы подделкой.

Тогда отчаявшийся жулик предложил испытать его, предоставив ему в камере все необходимые материалы, чтобы он мог создать аналогичную подделку и доказать, используя те же материалы и технику, что он не врет. Суд над Ханом ван Меегереном начался 29 октября 1947 г. в зале 4 окружного суда Амстердама.

Хан ван Меегерен. Иисус среди врачей

Чтобы продемонстрировать свою правоту, было решено, что под охраной полиции перед судом он нарисует еще одного «Вермеера», полотно «Иисус среди врачей», используя материалы и методы, которые он использовал для других подделок. Так. после шестинедельного заключения в тюрьме, он был помещен в дом, арендованный голландским правительством, и там начал писать для придворных властей свой последний «Вермеер» — «Иисус среди врачей». Невозможно описать то, насколько были поражены все специалист и следователи, когда он сделал это – перед ними был подлинник «кисти Вермеера», второй половины 17 века.

Во время невероятного двухлетнего судебного разбирательства ван Меегерен признался, что «подстрекаемый разочарованием из-за того, что не получил признания от художников и критиков … я решил доказать свою ценность как художника, создав идеальный холст семнадцатого века». Ван Меегерен чувствовал, что его собственными талантами пренебрегли; его первоначальным намерением было раскрыть свое авторство подделок после того, как картины были одобрены критиками. В ходе расследования ван Меегерен показал, что однажды одурачил мир искусства Христом и учениками в Эммаусе, вероятно, его лучшей подделкой. Последовавшее долгожданное поощрение заставило пробовать делать новые подделки. Он нарисовал «Голову Христа», продал ее через посредника, а затем «нашел» ранее не известную картину «Тайная вечере», для которой полотно «голова Христа» была предполагаемым этюдом. А «нашел» он ее потому что покупатель картины «Голову Христа» очень уж хотел раскошелиться на картину в натуральную величину.

Судебный процесс над Хан ван Меегереном

Во время судебного процесса он даже пытался выставить себя национальным героем, поскольку он обменял фальшивого Вермеера на 200 подлинных голландских картин, захваченных Герингом в начале войны. Но суд не поверил ему. В то время как его сограждане в тяжелое военное время в раздираемой войной стране ели вареную кожу и кашу, он жил в роскоши; в 1946 году он хвастался, что владеет 57 объектами недвижимости, включая доходные дома, гостиницы и клубы. В конце судебного разбирательства обвинение в коллаборационизме было изменено на подлог, и в ноябре 1947 года он был окончательно признан виновным в получении денег путем обмана и приговорен к 1 году лишения свободы. «Два года», — сказал он репортеру, — это максимальное наказание за такие вещи. Я знаю, потому что просмотрел это в наших законах двенадцать лет назад, до того, как начал все это. Но, сэр, я уверен в одном: если я умру в тюрьме, они тут же забудут обо всем —  мои картины снова станут «подлинными Вермеером». Я создавал их не ради денег, а ради искусства».

Трудно вообразить какой грандиозный скандал поднялся, а ван Меегерен в одночасье прославился; не только как величайший в мире фальшивомонетчик, но и как «человек, обманувший Геринга». Из 14 известных подделок ван Меегерена произведений Вермеера и Питер де Хох, 9 был проданы перед войной с огромной прибылью, в том числе картина под названием «Ужин в Эммаусе», которая была провозглашена учеными шедевром Вермеера. Некоторые из этих картин оказались в государственных музеях, которые после тщательной и многократной экспертизы на подлинность и принадлежность перу Вермееру, были приобретены за огромные деньги. Под вопросом оказалась компетентность экспертов, которые утверждали, что картины подлинные. Теперь все, кто имел у себя в коллекции Вермеера боялся, что именно его полотно окажется фальшивкой. Считается, что гений подделок обманул своих частных покупателей и даже само правительство Нидерландов на 20 000 000 фунтов стерлингов.

Продолжение здесь.