Как превзойти самого Вермеера. Часть 2.

Начало здесь.

А началось все в 1937 году, когда к Аврааму Бредиусу, искусствоведу, который большую часть своей жизни посвятил изучению творчества Вермеера, обратился некий адвокат, который утверждал, что является попечителем голландского родового поместья. Адвокат предложил Бредиусу оценить довольно большую картину «Христа и учеников в Эммаусе». Впоследствии 83-летний историк искусства написал статью в журнале Бёрлингтон (Burlington Magazine). Журнал называли «художественной библией» того времени. И вот в нем-то Бредиус и заявил: «Это замечательный момент в жизни любителя искусства, когда он внезапно оказывается перед неизвестной до сих пор картиной великого мастера, нетронутой, на оригинальном холсте и без какой-либо реставрации, точно такой же, как она вышла из мастерской художника. И что за картина! Ни красивая подпись… ни пуантиль на хлебе, который благословляет Христос, не нужны, чтобы убедить нас, что мы имеем здесь — шедевр Иоганна Вермеера из Делфта совершенно непохожий на все его другие картины, и все же каждый дюйм Вермеера. Ни в одной другой картине великого мастера Делфта мы не находим такого чувства, такого глубокого понимания библейской истории — чувства, столь благородно человеческого выраженного посредством высочайшего искусства».  Авторитет Бредиуса был заработан не одним десятком лет. Его мнение считали евангелием в мире искусства, а его называли «Папой». Неудивительно, что все восприняли эту статью в журнале как сенсацию! Насколько ошеломительной была реакция общественности на найденную новую работу Вермеера, настолько поразительной и скандальной была в последствии истина. Тогда же Бредиус утверждал, что Вермеер находился под влиянием итальянской живописи, и подделка ван Меегерена особенно приветствовалась, поскольку она поддерживала эту теорию; именно то, на что надеялся ван Меегерен. Сначала ван Меегерен хотел раскрыть мошенничество — особенно потому, что он презирал именно Бредиуса, — но, когда он продал поддельного Вермеера за сумму, эквивалентную тому, что сейчас составляет несколько миллионов долларов, он, что неудивительно, передумал. К своему собственному удовлетворению, он получил доказательство тому, что голландский художественный истэблишмент был невежественным, и так и должно было быть, пока он мог хорошо зарабатывать. Не прошло и года, как картина была официально доставлена ​​в музей Бойманса ван Бёнингена, купленная на финансовые пожертвования: Stichting Rembrandt, роттердамского судовладелеца, Бредиус и еще несколько частных коллекционеров из Роттердама. В сентябре картина была впервые показана в музее среди 450 шедевров голландской живописи. Она стала яркой звездой последней выставки галереи «400 лет европейского искусства». Успех был потрясающий. У картины постоянно толпились восторженные посетители. Подавляющее большинство специалистов и критиков объявили «Христа в Эммаусе» одним из лучших и наиболее совершенных творений Вермеера Дельфтского.

Так «Христос и ученики в Эммаусе» вскоре стали главной достопримечательностью музея, которая долгое время считалась лучшим произведением Вермеера. И ведь никого тогда не смутило, что до этого в творчестве Вермеера никогда не появлялось религиозных сюжетов. Ван Меегерен создал «новую» область творчества великого художника. После Вермеера не осталось религиозных композиций, и ван Меегерен принялся писать их вместо него. Сначала он попробовал нарисовать несколько типичных вермееровских интерьерных композиций, которыми художник и был известен. Но потом быстро сообразив, что эти картины можно будет легко сравнить настоящими с работами Вермеера, висящими в музеях, ван Меегерен решил писать «раннего Вермеера» на религиозную тему по мотивам композиции Караваджо. И ему все сошло с рук! Ученые пошли у него на поводу – оказалось, что они давно подозревали, что Вермеер бывал в Италии, и утерянная картина, так удачно «найденная» ван Меегерена подтвердила это. Сюжет и ранняя техника рисования также помогли замаскировать его собственные технические и выразительные недостатки.

Как же ван Меегерену удалось состарить холст и краски? Настоящие холст и подрамник 17 века нетрудно было раздобыть в антикварных лавках — там продавалось множество заурядных картин того времени. Смыть картину и нарисовать новую было сложно, но вполне возможно. Главное — не применять вещества, которые вошли в обиход после эпохи Вермеера. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски и нашел поставщиков других редких веществ. Главной проблемой был «кракелюр» — трещины, которые появляются на масляной картине лишь спустя десятилетия. Идея ван Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку. Самой большой проблемой было заставить масляную краску полностью затвердеть, а этот процесс обычно занимает 50 лет. Он решил дилемму, смешав свои пигменты с синтетической смолой, бакелитом, вместо масла, а затем обжигая холст. Он решил обратиться к последним достижениям химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель. На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки. Ван Меегерен и тут находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Затем художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Теперь уже доподлинно известно, что «Тайную вечерю» в стиле Вермеера, ван Меегерен написал поверх картины семнадцатого века с изображением Говерта Флинка. Возможно, самой большой проблемой, с которой столкнулся ван Меегерен была секретность, в которой ему приходилось работать. Он не мог нанимать моделей, поскольку они могли говорить. осмелился на столь совершенную композицию, включающую 13 фигур в самых разных позах. В какой-то момент он украл прямо у Вермеера, используя голову Девы с жемчужной сережкой вместо головы святого Иоанна.

Хан ван Меегерен так и не отбыл свой срок. Спустя месяц, в возрасте 58 лет, он заболел из-за многолетнего злоупотребления наркотиками и алкоголем и умер в тюрьме от сердечного приступа. В 1950 году в его доме по адресу Кайзерсграхт, 321 в Амстердаме были проданы предметы домашнего обихода.

321, Кайзерсграхт, Амстердам

Ван Меегерен так и остался в истории как легендарный изготовитель фальшивок: его работы были найдены в крупных частных и государственных коллекциях произведений искусства по всему миру.  Потребовались годы, чтобы многие из его подделок были признаны таковыми. Многие из них теперь выставлены как самостоятельные работы с целью анализа того, как именно их стиль одурачил экспертов.

В конечном счете, величайшей подделкой ван Меегерена была история, которую он рассказал о себе. Эксперты предполагают, что его основным мотивом всегда были деньги, а подделки – всего лишь средство для достижения цели, способом поддерживать его расточительный образ жизни. Голландцы хотели верить, что у него были благородные намерения — обмануть и одурачить нацистов, но реальность была гораздо менее добродетельной и более эгоистичной. Ван Меегерен был не только мастером фальсификации, но и мастером сочинять сказки.

Список известных подделок Хана ван Меегерена

  1. Аналог «Смеющегося кавалера» по Франсу Хальсу (1923), когда-то ставший предметом скандала в Гааге в 1923 году, его нынешнее местонахождение неизвестно.
  2. Счастливый курильщик по Франсу Хальсу (1923) висит в Гронингерском музее в Нидерландах.
  3. Мужчина и женщина за спинетом 1932 г. (проданы амстердамскому банкиру доктору Фрицу Мангеймеру)
  4. Дама читает письмо 1935–1936 (не продано, выставлено в Рейксмузеуме).
  5. Дама играет на лютне и смотрит в окно, 1935–1936 (не продано, выставлено в Рейксмузеуме).
  6. Мужской портрет 1935–1936 гг. В стиле Герарда тер Борха (не продан, экспонируется в Рейксмузеуме).
  7. Пьющая женщина (версия Malle Babbe) 1935–1936 (не продана, выставлена ​​​​в Рейксмузеуме).
  8. Ужин в Эммаусе, 1936–1937 (продана Бойманам за 520 000–550 000 гульденов, что сегодня составляет около 300 000 долларов или 4 миллиона долларов)
  9. Интерьер с пьющими 1937–1938 гг. (Продан Д. Г. ван Бёнингену за 219 000–220 000 гульденов, около 120 000 долларов или 1,6 миллиона долларов на сегодняшний день)
  10. Тайная вечеря I, 1938–1939 гг.
  11. Интерьер с карточными игроками 1938–1939 (продан В. ван дер Ворму за 219 000–220 000 гульденов, 120 000 долларов или 1,6 миллиона долларов на сегодняшний день)
  12. Голова Христа, 1940–1941 (продана Д. Г. ван Бёнингену за 400 000–475 000 гульденов, около 225 000 долларов или 3,25 миллиона долларов на сегодняшний день)
  13. Тайная вечеря II, 1940–1942 (продана Д. Г. ван Бёнингену за 1 600 000 гульденов, около 600 000 долларов или 7 миллионов долларов на сегодняшний день)
  14. Благословение Иакова 1941–1942 (продано В. ван дер Ворму за 1 270 000 гульденов, около 500 000 долларов или 5,75 миллиона долларов на сегодняшний день)
  15. Христос с прелюбодейкой 1941–1942 (продан Герману Герингу за 1 650 000 гульденов, около 624 000 долларов или 6,75 миллиона долларов сегодня, сейчас находится в публичной коллекции Museum de Fundatie .)
  16. «Омовение ног» 1941–1943 гг. (Продано государству Нидерландов за 1 250 000–1 300 000 гульденов, около 500 000 долларов или 5,3 миллиона долларов сегодня, выставлено в Рейксмузеуме.)
  17. Иисус среди врачей, сентябрь 1945 г. (продан на аукционе за 3000 гульденов, сегодня около 800 или 7000 долларов)
  18. Сводница передана Институту Курто как подделка в 1960 году и подтверждена химическим анализом в 2011 году.