Круглые броненосцы «поповки»

По унизительным условиям мирного договора после поражения в Крымской войне в 1856 году России было запрещено строить новые военные корабли больше определенной длины. Однако необходимость обороны портов привела военных инженеров к идее строить круглые броненосцы. Эти плавучие батареи прозванные «поповками», в честь создателя, адмирала Попова, прослужили в российском флоте до начала XX века.

Хорошими мореходными качествами поповки не отличались, хотя каждую из них оснастили 6 гребными винтами. Скорость их не превышала 6-8 узлов, они плохо слушались руля и захлёстывались волнами. К тому же, в первоначальной конструкции орудийных лафетов в ходе эксплуатации обнаружились существенные недостатки. Но это не помешало им прослужить до 1903 года и принять участие в войне с Турцией в 1877—1878 годах. И хотя в прямое боестолкновения с противником круглым броненосцам вступить не довелось, их внушительные орудия немало послужили делу обороны Одессы и устья Дуная.

Ни одной поповки или хотя бы ее макета до наших дней не дошло. Но в экспозиции Центрального Военно-Морского Музея в Санкт-Петербурге можно увидеть макет странной императорской яхты «Ливадия». Ее построили в 1880 году по зданию того же самого адмирала А.А. Попова, который стал инициатором создания броненосцев характерной формы, получивших прозвище «Поповки». «Ливадия» была развитием этой идеи, которая оказалась тупиковой. В ходе первого же перехода яхта получила тяжелые повреждения и чуть не утонула. Поэтому ее быстро разжаловали в пароходы, а название сменили на «Опыт». В общем, странный эксперимент, можно сказать, русский стимпанк.