Кошер – это свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Согласно ему позволительно есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от баранов до жирафов. Несмотря на то, что свинья парнокопытное животное, она не является жвачным и поэтому полукошерное животное, которое нельзя употреблять в пищу.
Но, тем не менее, даже мясо кошерного животного не может считаться кошерным и пригодным для употребления в пищу, если животное не было забито профессиональным мясником — шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Требований к разделке мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни и очистка туши от сала и жил, запрещенных кошером. Поскольку запрещено есть продукты, содержащие кровь, то в дополнение ко всему мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей.
Требованиям к мясу животных дело не ограничивается. Любителям морепродуктов также нельзя есть все подряд. Пригодным к поеданию считаются только то, у чего есть чешуя и плавники. Получается, употреблять в пищу моллюсков и ракообразных строго запрещено.
Также кошер запрещает есть насекомых, яйца птиц, с обоими тупыми или острыми концами, насекомых, кроме саранчи. Употребление алкоголя сводится только к тому горячительному напитку, который сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных канонов.
К процессу поедания и сочетаемости пищи так же предъявляются строгие требования, основное из которых: строго запрещено смешивать молоко с мясом за один прием пищи.
Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам. Лишь халяль полностью позволен к употреблению.
Коран — это свод законов, определяющий быт мусульман, и он запрещает употребление свинины, мертвечины, разрешенного к поеданию, но забитого без упоминания имени Аллаха скота, и крови.
Однако, нарушение запрета, возможно в крайних случаях сильного страдания от голода, в коих Аллах простит согрешившего.
Правила халяля менее строгие, чем запреты кошера в отношении забоя животного, но, в то же время, в отношении алкоголя, к примеру, налагают полный запрет.
Сейчас, когда мы стали более цивилизованными благодаря распространению знаний и развитию интеллекта, мы можем объяснить причину, формирования тех или иных запретов, налагаемых религией.
Запрет на употребление свинины в исламе и иудаизме появился из санитарно-гигиенических соображений. В условиях жаркого климата и в отсутствие мест для хранения мяса забитого, но не съеденного сразу скота, было разумно отдавать предпочтение разведению небольших видов животных, каких как овцы, бараны, к примеру. Кочевой образ жизни так же являлся решающим при выборе – выращиваемый домашний скот должен был быть способен передвигаться на значительные расстояния самоходом и быть достаточно управляемым и покорным. Еще одним определяющим параметром являются пищевые пристрастия животного и объем ежедневно потребляемой еды и питья. Очевидно, что по всем этим параметрам свинья, которая хороша для народов, живущих в умеренном климате и ведущих оседлый образ жизни, не подходит для евреев и мусульман. К тому же свинья с ее неразборчивыми пищевыми пристрастиями, нарочитым валянием в грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.
Евреи, пожалуй, самая дружная национальность. Они всегда стараются держаться вместе и всегда приходят друг другу на помощь. Другим народам стоит поучиться этому качеству. Но эта особенность и характерная черта не появились сама собой. Религиозный запрет на поедание мяса и употребление напитков, прошедших не через руки евреев привел к тому, что евреи стали держаться друг друга, придерживаться общих ценностей, и не допускать ассимиляции с другими культурами. Таким образом, религиозное единение сформировало энос и обособило от других национальностей, ведь на любом мероприятии, устроенном атеистами или представителями иных вероисповеданий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. Впрочем, как и мусульманину – халяль.