В Римской империи было левостороннее движение. И это научно доказанный факт: раскопки древней каменоломни показали, что левая колея более разбита, чем правая. А это значит, что вывозили камни из каменоломни по левой стороне дороги, а по правой, по направлению к каменоломне, возвращались пустые повозки.
То, что римляне выбрали именно такой, левосторонний способ передвижения, не удивляет. Абсолютное большинство людей правши, а значит правая рука более сильная и это сказывается на всем образе жизни: несем в правой руке – прижимаемся к правому краю дороги. Однако, стоит взять в руку меч и тут становится очевидным, что сподручнее, чтобы противник при этом стоял правее. Это и стало решающим при выборе стороны дороги для движения. Войны были частыми и на протяжении многих веков движение оставалось левостороннее.
Постепенно, человечество ушло от использования холодного оружия и это стало менять привычки на более естественные, удобные с физиологической точки зрения. Так постепенно стало складываться правостороннее движение.
В России правостороннее движение официально было введено в 1752 году императрицей Елизаветой Петровной. В то время как в Англии, почти двадцатью годами позже, в 1776 году, был принят «Дорожный акт», узаконивавший доставшееся в наследство от римлян левостороннее движение. Предположительно, в ряде стран Европы правостороннее движение ввел Наполеон, распространив французское влияние на страны, находящиеся под его властью. В остальных странах, таких как Британия, Швеция, Австро-Венгрия движение оставалось левосторонними.
Главным распространителем левостороннего движения по всему миру стала Великобритания. В отдаленных уголках мира, где были ее колонии, укоренилось и до сих пор существует левостороннее движение. Примером тому Индия и Австралия. Япония стала левосторонней после того, как британцы построили там первую железную дорогу. Удивительно, но и в России имеется участок дороги с левосторонним движением: Москва — Рязань. А все по тому, что строили её под руководством специалистов из Англии. Существует этот участок дороги уже более 160 лет. Здесь все иначе: светофоры расположены по левую сторону, пассажиры выходят на платформу из левой двери вагона.
Когда начался век авто, у первых автомобилей рычаг управления торчал из пола посередине машины. Водитель имел возможность сидеть слева, чтобы переключать рычаг правой рукой. Затем появилось рулевое колесо, которое уже стало располагаться перед водителем. А по мере увеличения трафика стало очевидным, что с левой стороны следить за встречными и обгоняющими машинами удобнее. Первой моделью с левым рулём стал Ford T 1908 года. Постепенно большинство стран принимало и правостороннее движение: Бельгия в 1899, Португалия в 1928, Испания в 1930, Австрия и Чехословакия в 1938 году.
Одной из последних в Европе ввела правостороннее движение Швеция. Произошло это в 1967 году. Причиной стали накопившиеся проблемы и неудобства: при пересечении условных границы, особенно в сельской местности, надо было менять полосу движения. Долее того производители авто, которые уже перешли на выпуск леворулевых авто просто не хотели продолжать делать праворульные машины для такого маленького рынка. Однако переход на правостороннее движение в Швеции случился не с первого раза: самих шведов все утраивало и на референдуме 1955 года 83% из них высказались против изменений. И только через восемь лет парламент, уже не спрашивая жителей, принял постановление о переходе с 5 часов утра 3 сентября 1967 года на правостороннее движение. Этот день вошел в историю как День «H».
На сегодняшний день 72 % всех дорог являются правосторонними, а 28 % процентов, по-прежнему, остаются левосторонними.